Взаимодействие голоса и дыхания

Напоминаю вам, что меня зовут Вадим Павлов, и я обучаю постановке голоса, технике речи и ораторскому искусству.  В предыдущих разделах я рассказывал и показывал вам, как и где у нас формируется правильное звучание голоса и что такое резонаторы. Речь также шла о правильном полноценном дыхании. Однако, мы только коснулись этой темы. Теперь нам предстоит поглубже окунуться в этот процесс и понять, как взаимодействуют голос и дыхание. Понятно, что без дыхания голос не зазвучит, но не надо думать, что, если вы будете вдыхать глубже и выдыхать сильнее, то голос зазвучит громче и красивее. Наоборот, связки (две тоненькие пленочки) не выдержат такого напора и пострадают. Все не так однозначно.  Дыхательные упражнения необходимы только для того, чтобы мобилизовать и натренировать нужные мышцы, прежде всего, диафрагму. Это похоже на общую физическую подготовку в спорте. Во время звучания об этом нужно забыть, ведь не думают же спринтер или штангист о своих мышцах, когда один бежит, а другой поднимает штангу. Поэтому последующие упражнения будут смещать наше внимание к тому месту, где будет звучать голос. Запомните: о каком месте вы будете думать, там и будет ваш звук! Если будете стараться дышать животом, голос уйдет вовнутрь; если будете насиловать гортань, пытаясь сделать зевок (как иногда рекомендуют), появится характерный горловой призвук; если мысленно стараться пропихнуть звук в лобные резонаторы, то он может застрять в носу и вы начнете гнусавить. А нам нужно, чтобы голос звучал в зале, т. е. вышел из вас и полетел вперед.

Что такое звуковая атака и как ее правильно делать

 Оставим наши внутренности в покое и познакомимся с приемом, который называется «звуковой атакой». Этот термин говорит сам за себя. Он означает начало звучания. По определению любая атака не должна быть вялой, иначе она захлебнется. Но напрячь все мышцы и заорать, что есть мочи тоже нельзя – можно сорвать голос, да и некрасиво это. Атака должна быть очень точной и острой при абсолютной мышечной свободе. Как стрела, выпущенная из лука, звук в момент атаки должен попасть в резонаторы.

Опять о правильном дыхании

Чтобы освободить все мышцы, кроме главной (диафрагмы), нужно освоить, т.н. «собачье дыхание». Вы видели, как собака часто-часто дышит на жаре или после пробежки? Но мы не будем высовывать язык, а наоборот, закроем рот и погоняем воздух через нос туда-сюда. Сразу почувствуете, как ходуном заходил живот – это включилась диафрагма. Но на ней не стоит фиксировать свое внимание.

Давайте условимся: все наше дыхание – это воздух, который наполняет наши гласные и согласные звуки, как воздушные шарики. Наш воздух должен выходить, как клубы пара на морозе, а не напоминать свисток паровоза или гудок корабля. Запомните: дудеть нельзя! Напоминаю, что атака должна быть острой, но свободной от зажимов. В этом нам поможет собачье дыхание.

Начинаем атаковать звук

 Упражнение1: закрываем рот, дышим по-собачьи и отрывисто издаем гласные звуки в определенной последовательности, называемой «таблицей гласных»:
И –Э – А – О – У – Ы. При этом важно, чтобы ни рот, ни гортань не принимали участия в образовании буквы. Надо представить себе, что каждую букву мы, как-бы сдуваем с кончика своего носа. То же самое делаем, затыкая и открывая уши, чтобы контролировать работу резонаторов. Теперь пройдемся по всему диапазону, атакуя гласные по таблице. Повторим, закрывая и открывая уши.

Переходим к непрерывному звучанию

Теперь, когда вы почувствовали, что такое правильная атака звука, нужно развить успех и перейти к длительному звучанию гласных. Нужно избежать наиболее частой ошибки: нельзя тянуть звук изнутри. Старайтесь, как бы, раздувая тлеющие угли, наполнять звук воздухом и заставлять его вибрировать. УПРАЖНЕНИЕ 2:   

                                  И – И — ИИИИИИИИИИ
                                  Э – Э – ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ
                                  А – А — АААААААААА
                                  О – О – ООООООООО
                                  У – У -УУУУУУУУУУУУУ
                                  Ы — Ы —  ЫЫЫЫЫЫЫ
Проверяйте работу резонаторов, закрывая и открывая уши. Помните, звук не должен быть прямым, а должен вибрировать. Вибрация – это резонанс, а резонанс – это тембр, сила и полетность голоса.

Это занятие было посвящено взаимодействию дыхания и голоса. Мы учились правильно атаковать звук и формировать гласные. В следующих разделах я расскажу, как правильно формировать согласные и сочетать их с гласными звуками, из чего, собственно говоря, и состоит наша речь.

Записывайтесь на тренинги!

Comments are closed.

ЗВОНИТЕ ! ЗАДАЙТЕ ВОПРОС !

Политика конфиденциальности