Учимся правильному дыханию для постановки голоса

Напоминаю вам, что меня зовут Вадим Павлов и я обучаю постановке голоса, технике речи и ораторскому искусству. Мне, вообще-то, не очень нравится выражение «поставить голос». На мой взгляд, лучше звучит «раскрыть голос», ведь он похож на цветок, только у кого-то он еще находится в бутоне, у кого-то – раскрыт наполовину, а у некоторых – цветет вовсю. Последнее называется природной постановкой голоса и встречается крайне редко. Причиной всему – дыхание, ведь звук образуется при прохождении воздуха через голосовые связки.

Опора на дыхание или воздушная подушка?

От того, как будет организована подача воздуха, зависит сила и качество голоса. Это принято называть «опорой голоса на дыхание». Мне это выражение тоже не очень нравится. Опора – это нечто статичное, вроде костылей, а дыхание должно быть динамичным и эластичным, как воздушная подушка. То есть, голос должен поддерживаться дыханием, а не опираться на него. Чтобы научиться правильно дышать, сначала нужно понять, какие существуют типы дыхания:
1. Верхнее (ключичное)
2. Среднее (грудное или реберное)
3. Нижнее (брюшное или абдоминально-диафрагмальное)
Попробуем все типы дыхания на практике.

Упражнения на различные типы дыхания

Упражнение 1: Верхнее дыхание. Положите ладонь на верхнюю часть груди, в область ключиц. Выдохните воздух и расслабьтесь. Теперь сделайте несколько коротких вдохов и выдохов подряд так, чтобы ладонь приподнималась и опускалась, а все, что ниже, не двигалось. Это и есть наше бытовое верхнее дыхание, когда мы спокойны и расслаблены.   

Упражнение 2: Среднее (грудное) дыхание. Поставьте руки на пояс в районе нижних ребер. Делаем вдох через нос, пытаясь раздвинуть ребрами руки, затем выдыхаем до конца, чтобы руки вернулись в прежнее положение. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались, а двигались только руки. Живот тоже должен быть расслаблен. Сделайте это упражнение перед зеркалом.
Упражнение 3: Нижнее (брюшное или диафрагмальное) дыхание. Поставьте ладони так, чтобы большие пальцы были на талии, а средние сходились на пупке. Постарайтесь вдохнуть так глубоко, чтобы живот надулся, а пальцы разошлись. Выдох делаем до самого конца, чтобы живот прилип к позвоночнику. Повторяем упражнение несколько раз, чтобы закрепить ощущения. Если начнет кружиться голова, сделайте паузу и продолжайте в медленном темпе.

Соединяем все 3 типа дыхания последовательно

Упражнение 4: Полное глубокое дыхание. Поставьте одну ладонь на нижние ребра, другую – на живот для контроля.
Объединяем все три типа дыхания, выполняя их последовательно в обратном порядке. На счет 1 – вдох в живот, на 2 – в ребра, на 3 – в ключицы. Выдох (всегда) через плотно сжатые губы в обратном порядке. В идеале это упражнение должно выполняться без остановок во время вдоха и выдоха. После выполнения каждого упражнения нужно научиться делать «сброс» — т.е. полное расслабление, чтобы наша диафрагма вернулась в нейтральное положение. Диафрагма – это поперечная мышца, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Именно от нее зависит наше дыхание, а следовательно, и голос.

Переводим правильное дыхание в условный рефлекс

 Имейте в виду, что все, что мы с вами сейчас делали – это только упражнения для развития дыхательного аппарата и не более того. Когда мы будем работать с голосом и речью, всю эту анатомию нужно будет оставить в покое, как спортсмен, выходя на стадион, оставляет в зале тренажеры и силовые снаряды. Дальше мы будем заниматься техникой – стараться соединить правильное дыхание с правильным звучанием. Именно этим я занимаюсь со своими учениками на индивидуальных занятиях по скайпу или в классе.

Записывайтесь на тренинги!

Comments are closed.

ЗВОНИТЕ ! ЗАДАЙТЕ ВОПРОС !

Политика конфиденциальности