Мастерство актера в публичных выступлениях
Напоминаю вам, что меня зовут Вадим Павлов и я обучаю постановке голоса, технике речи и ораторскому искусству в публичных выступлениях. Сегодня мы поговорим об основах сценического искусства – мастерстве актера. Если рабочее место человека – сцена, значит он – артист. Или актер?
В чем разница понятий артист и актер, и что у них общего
Оба эти слова заимствованные. «Артист» происходит от слова «art» — искусство, а «актер» — от «act» — действие. Значит, артист – понятие очень широкое и означает принадлежность к сценическому искусству. Например, артист балета, артист цирка, эстрадный артист. Кстати, артист эстрады разговорного жанра наиболее близок к ораторскому искусству, потому что, выходя на сцену, он обращается непосредственно к публике. Актер же театра и кино – это артист, действующий на сцене (или съемочной площадке), как бы, отстраненно от зрительного зала в «предлагаемых обстоятельствах». В этом и состоит отличие двух сценических ипостасей. Что же у них общего? Общее у них – сцена и текст, который нужно произносить, находясь на ней.
Что происходит на тренингах публичных выступлений
Органично, то есть естественно, существовать и говорить на сцене слушатели обучаются на занятиях по «мастерству актера» и «сценической речи». На семинарах и тренингах я знакомлю своих слушателей с основами профессии актера и некоторыми упражнениями для освоения актерской техники, на которых построена система К.С. Станиславского. Также мы выполняем упражнения для постановки дыхания, голоса и отработки техники речи.
Чему учат в театральных ВУЗах
Что же такого сложного в этой профессии, что учиться на актера необходимо несколько лет? Нужно понимать, что, если вы выходите на сцену, то попадаете в отдельный мир, некое зазеркалье со своими законами, которые нужно не только знать, но и соблюдать. Когда неподготовленный человек оказывается на сцене, он начинает вести себя противоестественно. Почему так происходит? Первая причина — страх сцены или боязнь публичных выступлений. О том, что это такое, откуда берется этот страх и, как с ним бороться, я расскажу отдельно. Вторая причина неестественного поведения на сцене – так называемый, психофизический вывих. Этот термин ввел К.С. Станиславский. Психофизика – это то, что определяет поведение человека в жизни и на сцене.
В жизни нам не приходится заставлять себя думать. Это делается само собой. Наши органы чувств получают и передают информацию в мозг, который отдает команды на уровне рефлексов, если ситуация простая и привычная. Если нужно делать выбор или решать задачу, включается интеллект. Поэтому наш мозг постоянно занят работой. Попадая на сцену, мы теряем эту причинно-следственную связь. Начинается паника. В голове образуется пустота, пропадает способность думать, мы продолжаем смотреть, но перестаем видеть, слушаем, но не слышим, двигаемся неестественно, не знаем куда девать руки, прячем глаза, злимся на себя и всех вокруг. В этом и заключается психофизический вывих.
Как становятся актерами
На сцене приходится учиться все делать заново: думать, говорить и действовать. Для этого студенты первого курса выполняют упражнения на публичное одиночество, оправдание мизансцены,
сценическое внимание, показывают свои наблюдения за животными и людьми, наделяя их различными характерами, придумывают и играют этюды на память физических действий, органическое молчание. Так формируются основные навыки и приемы актерского ремесла – сценическая достоверность (верю-не верю по Станиславскому), органичность, логика поведения, убедительность, заразительность, и актерское обаяние. Одновременно студенты осваивают сценическую речь и сценическое движение. Только после того, как будущий актер научится органично существовать в «предлагаемых обстоятельствах», ему разрешат заговорить на сцене и перейти к отрывкам из пьес.
Сцена – место, где нужно серьезно работать
Я рассказываю вам все это не для того, чтобы напугать вас и отговорить когда-либо выходить на сцену, а чтобы убедить в том, что к сценической деятельности нужно относиться серьезно и изучить хотя бы основные актерские приемы и понять, в каком направлении необходимо самостоятельно развиваться, приобретая сценические навыки на практике в дальнейшем. Этим и многим другим я занимаюсь на тренингах публичных выступлений и ораторскому искусству.
Записывайтесь на мои тренинги!